Евгений Колпаков (bordur_007) wrote,
Евгений Колпаков
bordur_007

Category:

Наше кино: ТОП 1991-2017

Честно говоря, никогда не задумывался о подобном. Однако, "Движение вверх" оказалось настолько хорошим, что я таки решил устроить путешествие "по волнам моей памяти" и вспомнить об удачных, на мой взгляд, российских картинах новейшей киноистории нашей страны.
Но это все "слова, слова ,слова".
Комедия строгого режима (1992)
Эта классическая буффонадная комедия, быть может, сейчас и смотрится не так ярко, как в год выхода. Но чего у нее не отнять, так это искристого стиля и бесподобного главного героя-зека в блестящем исполнении Виктора Сухорукова, Ленин из которого вылитый. А поскольку в современном российском кино с комедийным жанром вообще до сих пор напряженка, пару дополнительных очков лента заслуженно получает в свой актив.


Утомленные солнцем (1994)
Фильм-подведение итогов. Черта, за которой закончился мир старый и начался «мы наш, мы новый». Последний, действительно, великий фильм гениального в прошлом творца Никиты Михалкова, после которого он, как режиссер, собственно говоря, и закончился. И если бы это была его последняя работа… Но предположения оставим теоретиками, а мне как зрителю достается шикарный актерский ансамбль и режиссура кино большого стиля.


Особенности национальной охоты (1995)
Абсолютный и непререкаемый канон разгильдяйства и обаяния. Настоящий гимн обычаям и ритуалам, от которых поколение так просто не отвертится. И пусть злые языки твердят «мол пошло, грубо и не смешно». Александру Рогожкину в этой ленте удалось все: сочные и колоритные персонажи, крылатые цитаты на века и непередаваемое настроение. Второго такого фильма не будет. И точка.


Ширли-мырли (1995)
Дикая феерия абсурда. Настоящий парад бурлеска и шизы. Определенно, Владимир Меньшов шел ва-банк и не прогадал, нехило обескуражив и основательно встряхнув замшелые стандарты. И снова фразы, ушедшие в народ, обаятельные артисты и настоящий праздник безумия. Классика, одним словом.

Кавказский пленник (1996)
Сложная и неудобная тема, поданная постановщиком без навязшего на зубах пафоса и излишней патетики. Есть живые люди, есть война. А остальное, как жизнь рассудит. По итогу душа в клочья и дикое желание жить. Этапная работа Бодрова-старшего.


Брат (1997)
Икона стиля и кинематографический культ. Работа Алексея Балабанова пережила его злопыхателей, кричавших об однодневной чернухе. Картина актуальна и таковой останется навсегда. Не добавить, не убавить. И бессмертный НАУ в качестве бесценного подарка.


Вор (1997)
Еще одна знаковая работа, во всей красе открывшая массовому зрителю всю мощь артиста Владимира Машкова. Твердая железная рука Павла Чухрая. Суровая и одновременно человечная, как сама жизнь, история. Без скидок и условностей – золотой фонд российского кино.


Мама, не горюй (1997)
Сколь спорная, столь и забавная в своем баловстве лента Максима Пежемского относится к той категории картин, которые либо любишь, либо от них плюешься. Колоритные персонажи, крылатые реплики и…хомячки. Повторить подобное сродни безумию, да и стоило ли? Коль оригинал так хорош.


Особенности национальной рыбалки (1998)
Войди в одну реку дважды нельзя. Александр Рогожкин с легкостью опроверг данный постулат своей «рыбалкой». Актеры искрят, курьезы локомотивом сметают с ног и…ностальгия.

Блокпост (1998)
В один год с «особенностями» рыбного промысла, постановщик выдает, что называется, пощечину наотмашь. Простая история на нелегкую для страны тему в руках постановщика обретает живые и дивные черты. Но грусть и тоску от финала так просто из сердца не выкинешь.

Страна глухих (1998)
Еще одно яркое явление наследника мастодонта режиссуры. Тодоровский-младший в каждом кадре уверенно доказывает и самоутверждает свое личное и индивидуальное авторское «Я». А страна узнала Максима Суханова, Дину Корзун и Чулпан Хаматову, которая в силу типажа и молодости слегка стушевалась перед слишком уж сильными партнерами по площадке. Тонкая и пронзительная картина. Второй такой нет и не будет.


Классик (1998)
Незаслуженно забытый жанровый образец от Георгия Шенгелия, наглядно доказывает зрителю, что и авантюру и закрученную историю у нас снимать умеют, и делают это отлично! Плюсом обаятельнейший дуэт молодого Алексея Гуськова и матерого Сергея Никоненко. И вот она – афера века!

Лунный папа (1999)
Спустя год после работы у Тодоровского Чулпан Хаматова уверенно солирует у Бахтиера Худойназарова в лирической и теплой трагикомедии с приветом Эмиру Кустурице. Сцена у гениколога - серьезная проверка на дыхалку от смеха. А поскольку проект международный, то и Морис Бляйбтрой в помощь. Ну и Николая Фоменко не забыли. А как последний феерично тырит баранов с вертолета – песня!


ДМБ (2000)
Безумный тандем Качанов-Охлобыстин в действии. Кто-то говорит тупо, а я говорю смешно, шизойдно и психоделично. Кто не понял про суслика – смело проходите мимо.



24 часа (2000)
Первая и весьма уверенная попытка Александра Атанесяна сработать на ниве коммерческого криминального боевика без черни. Киллер в бегах, синдикат на хвосте. Все жанровые стандарты в обороте, а убедительные Суханов и Панин добавляют веса. Конечно, время играет против ленты, но даже с этим нюансом это, если не «отлично», то «хорошо» как минимум.


В августе 44-го (2001)
Говорить об этой картине, как доказывать, что Айвазовский или Ван Гог гениальные художники. Картина, ставящая во главу угла, не горечь и боль Великой Отечественной Войны, а крепкую детективную составляющую, берет мертвой хваткой за горло. Финальная сцена на лесной опушке – бенефис Евгения Миронова и парад режиссуры Михаила Пташука. Да, фильм в основном белорусский, но в моем списке как «Наше кино» он, на мой взгляд, по праву.


Звезда (2002)
Явление массовому зрителю постановщика Николая Лебедева и замечательного артиста Игоря Петренко. Отточив навыки на триллерах, Лебедев превосходно трансформировал накопленное в крепчайший и драматичный военный триллер, от финала которого душат слезы.


Война (2002)
Невозможно молчать о войне. Вот и Алексей Балабанов высказался в своей манере. Жестко, хлестко, бескопромисно. У ленты есть нюансы, к примеру, в виде раздражающего персонажа британского журналиста, но мощь и железную руку постановщика со счетов не спишешь. Лучшая роль Алексея Чадова. И снова Бодров-младший в символичном плену.

В движении (2002)
За 4 года до официального издания «ДухLess» и задолго до «Селфи» молодой Константин Хабенский с помощью Филиппа Янковского демонстрирует  зрителю зачатки людей нового поколения. Не столь отталкивающе как у Минаева, но баланс цинизма и «души» в нужных пропорциях. На тот момент свежо, на сегодняшний день органично и цельно.

Свои (2004)
Весьма неожиданная работа Дмитрия Месхиева поражает не только выцветшей световой гаммой, но и жестоким моральным выбором, перед которым поставлен человек в адских условиях войны. Монументальный Богдан Ступка обсуждению не подлежит. Картина, которая так просто не отпускает.


72 метра (2004)
Владимир Хотиненко постановщик с твердой рукой. Но здесь, вместо сжатого кулака и бессильной ярости, зритель чувствует, несмотря на трагедию, все же надежду. Некая фэнтезийная воздушность придает особый шарм этой нетривиальной ленте с волшебной музыкой маэстро Морриконе и отлитым в граните актерским ансамблем.


Турецкий гамбит (2005)
Первый и по праву настоящий год российского коммерческого кино и год Акунина два в одном. И первый блин от Джаника Файзиева был испечен по всем правилам без комочков. И пусть меня дико раздражал женский персонаж, но интрига, актеры и съемки искупают эту мелкую неприятность с лихвой. Яркий и крутой хит-блокбастер без скидок на дебют.


Статский советник (2005)
Филиппу Янковскому в этот раз суждено было выступить вторым, что сказалось и на кассе. А ведь незаслуженно недополучивший зрительского внимания «советник», чертовски хорош, начиная от бесподобного актерского состава и заканчивая изящной сюжетной шахматной партией. Мне же камерная лента Янковского по итогу оказалась милее громкого и цветастого приключения Файзиева. Как тогда, так и сейчас.

Дневной дозор (2005)
Размявшись дозором ночным, Тимур Бекмамбетов громко заявил о себе «дневным». Больше бюджет, шире размах, массивнее каст. И пусть монтажные ножницы, которые таки и просились в руки на финальной трети так и остались в шкафу, но химию между Фриске и Чадовым так просто не забудешь. Как не вычеркнешь из памяти крышесносную открывающую сцену осады крепости Тамерланом. Этапная веха в российском зрелищном кино, которую вряд ли суждено повторить грядущему «Черновику», который по ролику и главному герою уже вызывает множество вопросов и сомнений.


9 рота (2005)
Можно долго и упорно кричать, что Федор Бондарчук не режиссер, а продюсер. И так же долго надрывать горло по поводу его крупного режиссерского дебюта. Только смысл? По сути, на первом своем режиссерском широком шаге Бондарчук, слегка споткнувшись в солирующей артистической партии, компенсировал ее историей и прекрасными актерами, коих тут в обилии. Плюсом удачный и гармоничный баланс, благополучно утерянный вместе с творческой удачей и чувством меры в последующих картинах постановщика.

Побег (2005)
Еще один представитель знаменитой фамильной династии после двух «Антикиллеров» обрел нужную форму и выдал, без малого, ремейк «Беглеца». Замах, конечно, вышел амбициозный. Тем приятнее, что вышло весьма неплохо. Есть условности и нюансы, а где их нет? Классический сюжет, хорошая динамика и крепкий тандем Миронов-Серебряков, где последний с легкостью задвинул маститого коллегу за скобки.

Бедные родственники (2005)
У Павла Лунгина, я видел только "Свадьбу" и "Бедных родственников". Собственно, быть может, поэтому самая слабая, по мнению критиков, его работа оказалась в данном списке. Но критические эскапады оставим «спецам». А в данном случае мы имеем не самый плохой спектакль с жуликоватым Хабенским и взрывным Гармашем. Остальное - приятный фон для настроения.

Охота на пиранью (2006)
Если честно, не особо понимаю фразу «Здесь все так плохо, что даже хорошо», но интуиция подсказывает мне, что применительно к «пиранье» это уместнее некуда. Балансирующий на грани откровенного трешака, этот боевик цепляет убойной харизмой Машкова и Миронова, отличной самоиронией и просто чумовым саундтреком с плотными гитарными рифами с примесью ядреного фолка. На финальной сцене «дуэли» деньги на «эффекты» явно кончились, но кто из нас не без греха!

Изображая жертву (2006)
У Кирилла Серебренникова эта картина далеко не первая. Но именно ей, на мой взгляд, он громко заявил о себе, перенеся свой спектакль по пьесе братьев Пресняковых на большой экран. Все остальное будет у него потом. Но именно «жертва» стала той отправной точкой-столпом, от которого взошло все остальное. Спустя 11 лет картина ни на грамм не потеряла своей смешной и пугающей актуальности. И не потеряет, ибо так мир устроен. А финальный взрывной монолог следователя в гениальном исполнении Виталия Хаева тому неоспоримое доказательство. Китчево-черный замес и суровая реальность. Хочется смеяться, но почему-то не до смеха…


Питер FM (2006)
Наверное, одна из самых теплых и очаровательных картин в российской киноистории. Без преувеличения романтический шедевр и пособие как нужно работать в жанре. Точнее совет – душу вложить надо. И тогда получится искренний и добрый дебют Оксаны Бычковой, а не насквозь фальшивый «жаркий» глянцевый пластик от «создателей «9 роты». А уж, какие в «питере» эпические эпизоды с Машковым и Ефремовым – песня!

1612 (2007)
С «историческим» жанром в нашем кино до сих пор тяжело. Неподъемно, я бы сказал. Вроде и Лебедев пережил к счастью своего «Волкодава», но все равно спустя 12 лет нам опять выдали типа «викинга». Хотиненко далеко не Лебедев и слава богу не Кравчук. Поэтому откровенно уж в грязь лицом не ударил и выдал эдакую фантасмагорию из мистического волшебства и приключений в историческом антураже. Получилось не идеально, но явно лучше, чем у коллег.  А это уже плюс. Артисты и общий план тянут. Темп хороший. А обсуждение стильных интимных стрижек у сельских красавиц оставим эстетам.


Монгол (2007)
Про Чингисхана не снимал только ленивый. Но в бесконечной веренице тематический подборок фильм Сергея Бодрова-старшего выделяется нетривиальной подачей и аскетичностью. Причем последняя никоим образом не влияет на мощь, бьющую по нервам с экрана. Лента задумывалась дилогией,  которую нам из-за низких сборов, увы, так и не суждено лицезреть. Но даже в таком виде это полотно по праву занимает свое почетное место в ряду действительно крутых вещей на заезженную тему.


День выборов (2007)
В далеком 2005-м о «Квартете И» знали лишь те, кто ходил на их ураганные спектакли. И свой первый шаг на большие экраны ребята благоразумно решили сделать именно «выборами». Эксперимент получился отменным. Гротеск во всей своей лучистости и естественности водопадом льется на зрителя не давая опомниться. А о чумовом батюшке в блистательном исполнении Михаила Ефремова, который одним своим появлением задвигает всех участников этого феерического в хорошем смысле слова балагана за кадр, можно оды слагать. Но успех, как известно, кружит голову, и спустя год ребята с диким неприличным звуком опозорились киношным «Днем радио». Но зачем о грустном, если есть все же повод для радости!

Непобедимый (2008)
А вот за эту, провалившуюся в прокате, ленту Олега Погодина особенно обидно. Ибо второго такого ураганного и драйвого экшена я в российской киноистории не припомню. Круто-поставленные драки и перестрелки, отличный юмор и самоирония. А самое главное, блестящий актерский тандем Епифанцев-Астахов. Причем первый своей мощной харизмой с легкостью отправляет второго за кулисы. Старая гвардия в лице Стеклова и Соломина на подхвате.



Домовой (2008)
Снова крутой тандем, но в этот раз ставки крупнее. Брутальный Машков в роли киллера. Пьющий Хабенский, спускающий жизнь в унитаз. А сервирует это мрачное и стильное блюдо в триллерной обертке Карен Оганесян. Тот самый случай, когда круто ну просто все, включая мощный саундтрек от Нино Катамадзе. А финал, Соев, посмотрите финал!

Адмирал (2008)
Этот фильм многими принято ругать. А я похвалю! Благо есть за что. Хабенский в роли Колчака монументален. Безруков в роли Капеля неплох, правда мало. Но даже при излюбленном в своей жадности приеме создателей по принципу фильм=сериал-70%, все равно вышло хорошо и крепко.  Не без недостатков и недокрученности,  но картина на мой взгляд все же получилась. Как бы не старалась классически-деревянная Боярская убедить нас в обратном.

Стиляги (2008)
А на эту картину я к счастью таки попал в кино и свои ярчайшие воспоминания об этом бережно храню. Валерий Тодоровский устроил настоящий праздник и разрыв шаблона, просто взорвав российский кинопром. Блестящий актерский состав, как старики, так и обаятельная молодежь. Блестяще поставленные номера и музыка, которая на века! Бурлеск, шик и безудержный драйв! А кого это все не трогает, ну что поделать, живут же люди - не жалуются.

Тот, кто гасит свет (2008)
Российский триллер штука загадочная, и многим с нахрапу не дающаяся. А вот Андрей Либенсон сдюжил и выдал твердый жанровый образчик, который, несмотря на слабые места, все же работает и почти без сбоев. Ну а мастерство свое Алексей Гуськов в каждом кадре демонстрирует – не умеет этот артист по-другому, хоть убей!


Горячие новости (2009)
Это ремейк. Российский ремейк. Ремейк на …Джонни То. Да ну нафиг!!! Нет, ребята, все верно. Пока амеры себя наглаживали, Сэм Клебанов не только купил права, опередив звездно-полосатых, так еще и выпустил в прокат. И вышло очень круто. Как фанат Джонни То говорю! Открывающая сцена перестрелки это топ! Холодный и брутальнейший Цыганов против упертого и крутого Мерзликина это топ в квадрате! А еще Гармаш в роли киллера и та еще жучка Машкова! Ну собственно хватит слюнями брызгать. И так понятно, что БОМБА! А амеры так и продолжают себя наглаживать.

Каникулы строгого режима (2009)
Последняя и самая удачная попытка сработать в жанре комедии. И пусть снова «Джентльмены удачи». И снова пусть Безруков. И опять Дюжев. Так смысл придираться, если по факту вышло здорово! Кивиновское дыхание чувствуется в каждом кадре. Ирония, сочные типажи и хороший юмор. А до чего Алена Бабенко хороша! В общем, на этой оптимистичной ноте разговор о российской комедии можно закрывать.


Брестская крепость (2010)
Мне очень стыдно, что не на этот фильм я ходил в кино, а на «Сталинград» Бондарчука. Стыдно вдвойне, что и отзыв, помнится, эмоциональный писал какой «Сталинград» отличный. Но время все по местам расставило. И я этот отзыв специально не удаляю, чтобы помнить. Помнить о «Брестской крепости», которая при просмотре дома мне всю душу вывернула и на кусочки разорвала. Чтож, ошибки бывают у всех. И снимать вот так мощно, увы, могут тоже не все. Деревянко-Мерзликин-Коршунов-Котт. Фильм который просит только об одном – помните и не забывайте.

О чем говорят мужчины (2010)
Все уже давно поняли, что у этой четверки киновдохновение работает через раз. «День выборов» прекрасен, «День Радио» отнюдь. «О чем говорят мужчины» волшебный, а вот сиквел на себе я проверять не стал. И судя по отзывам не зря. Ну, это все лирика. А «разговоры мужчин среднего возраста» реализован шикарно. Прекрасные мизансцены, обаятельный квартет и цитаты в народ. Все на месте и все как надо!


Белый тигр (2012)
Тяжелое, вязкое и удушающее кинопроизведение. Режиссер Карен Шахназаров сжимает руку на горле зрителя с начальных титров и хватку не ослабляет до самого финала. Мистическая аура, талантливые и незатертые артисты (Вертков-Кищенко-Гришко), а маленьким бонусом шикарный, как всегда, Владимир Ильин. Лента мощно бьет по всем фронтам и остается с тобой надолго. Наравне с «Брестской крепостью» одно из сильнейших и при этом нешаблонных высказываний на заданную тему.


Легенда №17 (2012)
Начинаем год Данилы Козловского. Николай Лебедев к счастью таки оклемался от «Волкодава» и получил второй шанс, которого не упустил. Уверенная режиссура, гениальный Меньшиков, одной бровью уделывающий Данилу (оно и понятно мастерство+выигрышный типаж) и козырная тема. В итоге получаем 100%-ный хит и кино, за которое не стыдно, а даже наоборот.


Шпион (2012)
Раз Данила, два Данила. Об Акунине решили вспомнить немного поздновато. Выйди фильм спустя год-два после знаменитой дилогии то был бы мегауспех. В целом же, как залихватский шпионский роман в изящной комикс обертке этот жанровый образчик работает четко и по плану. Режиссер Алексей Андрианов в данном случае не самое сильное звено, но кашу все-таки не портит. Это потом Бондарчук затянет его в убогое позорище не с Томом Харди и не с Джоелом Эджертоном. Но эта уже другая история.


Географ глобус пропил (2013)
После прочтения превосходной книги Алексея Иванова мысли об экранизации не выходили из головы. Тот редкий случай в нашем кино, когда ждал и верил. Алексей Велединский, несмотря не слегка смазанный по сравнению с книгой финал и центровой катарсис, справился на отлично! Хабенский в роли Служкина– в точку! Александр Робак в роли Будкина – туда же! Молодежь Черных-Брик-Уколова -  все как на подбор! Сцена сплава - испытание душевного равновесия на прочность! Сильное кино с хорошим послевкусием. Без вариантов.

Территория (2014)
Сразу скажу – для меня эта лучший на сегодняшний день российский фильм за все 26 лет новейшей истории страны. Этапная веха, прецедентов которой не было и боюсь, если и будет, то нескоро. Александр Мельник создал воистину большое кино старой советской школы. Эпическое полотно на основе гениальной повести Олега Куваева, посвященное настоящим ЛЮДЯМ своей эпохи. Это кино о тех, кто творил историю и поднимал тогда еще Советский Союз. Люди, которые клали себя на алтарь не ради зарплаты, но ради святой идеи. И пусть, некоторые сюжетные ветки чуть короче, чем в книге. Это все мелочи. Книга есть книга, а фильм есть фильм. По факту имеем блестящий актерский состав во главе с высеченным в граните Лавроненко. Без преувеличения ВЕЛИКОЕ КИНО.


Экипаж (2016)
Год российского кино выкатил на суд зрителей целый ворох картин, выполнив план по количеству на пятилетку вперед. Правда, не все удались в качестве, но сейчас не о них. После «Легенды №17» Лебедев пошел в гору и выдал крутой фильм-катастрофу на основе советской ленты Александра Митты. Да, ничего нового. Да, по шаблону. Ну, так получилось ведь! Кино работает, бьет по эмоциям и прошибает на слезу. Артисты прекрасны, динамика и темп на пять. Мне более чем достаточно. «Хороший боевик тоже нужно уметь снять» - отвечаю я всем снобам, которые считают подобное жанровое коммерческое кино низкопробным. Таланты и поклонники, ничего не попишешь.

Дуэлянт (2016)
После первого трейлера я изнемогал в ожидании выхода картины на экраны. Как выяснилось не зря! Вот здесь можно уверенно говорить о мастерстве режиссера в создании антуража и интереснейшей истории. Машков-Федоров филигранны. Снято божественно. Рассказано по-книжному. Все как в лучших домах. Возражений не принимаю. Бриллиант в изящной огранке. Граф Монте-Кристо нового времени.

Время первых (2017)
Вот я и у финишной черты. Дуплет космических лент о советской космонавтике для меня вылился все же в первую и единственную. Ту единственную, которую ждал и чертыхался из-за переноса. Романтика, эмоции, динамика и золотое трио Миронов-Хабенский-Ильин. Сказано было много, и добавить мне больше нечего.


Движение вверх (2017)
Завершаюсь, как и положено, на высокой ноте. Соло переросло в слаженную командную игру, не забыв о чувствах, трагедии, истории каждого. Сдюжили все до единого! И за это им всем поклон до земли, ибо душа нараспашку. Этим ребятам удалось главное – их запомнили. А ведь самое главное – чтобы помнили.
Tags: Наше кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments