bordur_007

Category:

"Такси-блюз" / "Остров" / "Царь"

Три знаковых киноработы Павла Лунгина и покинувшего наш мир Петра Мамонова.

«Такси-блюз» (СССР-Франция, 1990)

История знакомства прагматичного таксиста Шилкова и «вечно молодого и вечно пьяного» музыканта-саксофониста Селиверстова затягивает с первых же кадров. Окутывая зрителя неповторимой аурой лёгкого безумия и такого узнаваемого и ещё казалось бы совсем недавнего жизненного «абсурда», картина с лёгкостью и во всём играет на противоположностях от персонажей и их внутреннего мира до уже случившихся перемен в стране, которой скоро не станет.

Лунгин хоть и рассказывает уже многократно слышанную историю, но здесь главное не «что», а «как». Искромётные и такие узнаваемые ситуации и диалоги, естественность подачи, живые и искристые герои — и всё это приправлено атмосферой чудной шизы.

Пётр Мамонов, Пётр Зайченко и Владимир Кашпур живут в кадре, напрочь растворяясь в своих героях, наблюдать за каждой фразой которых одно удовольствие. А бешеный и манящий саксофон лишь усиливает эффект погружения, выныривать из которого совершенным образом не хочется.

Редкой огранки кино, пропитанное воздухом свободы и сумасшествия, вдохнув который чертовски не хочется выдыхать.

Моя оценка 9/10

«Остров» (Россия, 2006)

 В 1942 году, чтобы вымолить пощаду у немцев, Анатолий убивает своего сослуживца. Попав в монастырь на одном из островов, Анатолий долгие годы несёт в себе вину за совершённый им страшный грех.

И снова Лунгину удаётся погрузить зрителя, на этот раз, в морально опустошающую историю о грехах, подлинной вере и истинном всепрощении, не уходя в при этом в беспросветный мрак, несмотря на определённую тягостность темы. Плавно раскрывая характер и душу Анатолия, постановщик каждой сценой и каждым диалогом постепенно подводит героя к катарсису и к предопределённому и закономерному финалу.

Пётр Мамонов с надрывом и болью прожил Анатолия, а от ключевых сцен натурально щемит слева. Также прекрасны на втором плане Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Тимофей Трибунцев, Нина Русланова, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова и Ольга Демидова. В крохотном эпизоде также можно увидеть молодого и худого Сергея Бурунова.

Мощное и берущее за горло кинопроизведение с невероятной внутренней силой.

Моя оценка 10/10 

«Царь» (Россия, 2009)

В центре сюжета противостояние царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа во времена опричнины и ливонской войны.

Хоть Лунгин и подаёт трагическую историю «царя и монаха» некими пунктирными штрихами, деля повествование на главы, но при этом обрисовывает все необходимые предпосылки для нагнетания и развития скоротечного конфликта. Здесь и безумная жестокость, соседствующая с искренней верой, «хроники обыкновенного безумия» и стремление навести порядок твёрдой рукой.

Обходясь без излишнего натурализма, режиссёр тем не менее рисует мрачную картину событий, от которой временами становится не по себе. А помогает ему масштабный актёрский состав.

Помимо монументального и приковывающего внимания дуэта Мамонов-Янковский, запоминается харизматичный и внушающий страх Александр Домогаров, сыгравший, судя по всему, лучшую роль за всю карьеру. Отлично попал в типаж и демонический Иван Охлобыстин.

Крепкое и, на мой вкус,  немного суховатое жанровое кино о власти и вере.

Моя оценка 8/10


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic